Среда, 15.05.2024, 13:20

It`s 50UmeD`s site.Welcome to my site

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас 50UmeD
RSS
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
     
Статистика
Категории каталога
Мои статьи [10]
Наш опрос
Где сейчас Умед?
Всего ответов: 272

Каталог статей _-_50UmeD-_-


Главная » Статьи » Мои статьи

История Душанбе
 До революции 1917 года район будущего города находился в Восточной Бухаре.
      На левом высоком берегу Душанбинки располагалось несколько кишлаков: сам Душанбе, Шохмансур (микрорайон восточнее "Зеленого базара"), Сары-Ассиё (микрорайон восточнее Мединститута), Гофилабад (микрорайон Гос. филармонии), Миришкор, Ходжамбин-боло и Ходжамбин-поён (микрорайон цементного завода), Карымашкор и Чармгарон (территория ипподрома), Заргар (территория западнее Сельхозинститута).
      Самым большим из этих кишлаков являлся Душанбе, в котором насчитывалось свыше 500 дворов и где проживало до 8 тысяч человек. С севера он доходил до современной гостиницы "Авесто" - бывший "Дом политпросвета", с юга - до улицы Шотемура, с востока - до чайханы "Рохат", с запада - до крутого берега Душанбинки. Чтобы попасть в Душанбе с западной стороны на реках Лучоб и Душанбинка были построены деревянные мосты, по которым, однако, арбы и телеги проехать не могли. Их перетаскивали вброд по неглубоким порогам рек.
      В кишлаке стояла небольшая крепость, в которой располагался военный гарнизон.
      После разрушительного Каратагского землетрясения 8 сентября 1907 года, в результате которого погибли несколько тысяч человек, гиссарский бек Шохимардонкул для обеспечения собственной безопасности вместе с семьёй переселился в Душанбе, где в то время располагалось одно из его амлякдарств.
      Тем самым, столицей Гиссарского бекства неофициально становится Душанбе. С этого времени его население начало резко возрастать и к 1920 году достигло 14-16 тысяч человек.

      14 июля 1922 года Душанбе перешел в руки большевиков. В городе была установлена Советская власть. Впрочем, города еще не было. В это время Душанбе был маленьким поселком, состоявшим из 4 домов с деревянными полами, 42 кибиток и 283 жителей. Но он в 1924 году был объявлен городом и стал столицей Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики.
      Центр столицы находился в то время в районе нынешнего пересечения улицы Путовского (ныне Исмоила Сомони) с улицей Ленина (ныне проспект Рудаки). Базарная площадь находилась на месте нынешнего рынка "Баракат" (Путовского базара). Южной окраиной было место, где сейчас здание Главпочтамта. На месте филармонии, Республиканской библиотеки имени Фирдоуси и до министерства юстиции был небольшой аэродром, а на месте театра оперы и балета имени С. Айни - размещалась свалка.


      2 июня 1924 года постановление об образовании Таджикской Автономной Области.
      1924 год считается официально годом рождения города Душанбе.   Сейчас день рождения города празднуется третью субботу апреля.
      14 октября 1924 года постановление об образовании Таджикской Автономной ССР в составе Узбекской ССР.
      12 июня 1929 года Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР своим постановлением преобразовал Таджикскую АССР в Таджикскую ССР.

      Город с 1924 года до 1929 года назывался Дюшанбе (Дюшамбе).
      С 1929 года до 1960 город был переименован в г. Сталинабад (Сталинобод)
      Начиная с 1961 года город был переименован в город Душанбе.

      После образования города предстояла громадная работа по ликвидации разрухи и городскому строительству.
      В Душанбе вели два пути.
      Один с запада от Карши по арбяному и верблюжьему тракту Гузар - Душанбе протяженностью 290 км. Тракт обслуживался 4000 верблюдов.
      Второй путь лежал в Душанбе с юга от Термеза. Он был примерно на 20 км короче. Расстояние до Душанбе преодолевалось верблюдами за 2-е недели, а в периоды осенне-зимних распутиц за 30-40 дней. На строительство в Душанбе из Карши и Термеза возили строительные материалы верблюжьими караванами. В 1929 году было закончено строительство железной дороги Термез-Душанбе, по которой пошли вагоны со строительными материалами.

      С 1925 года из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы и других городов страны в Душанбе стали пребывать специалисты разных отраслей, и в том числе архитекторы, конструкторы, изыскатели, строители. Одними из первых архитекторов в столицу молодой республики приехали П.И. Ваулин и С.В. Кутин. К сентябрю 1926 года изыскатели выполнили топографическую съемку земель и составили первый план Душанбе. В 1935 году была проведена 1-ая конференция архитекторов Таджикистана.

      В 30-е годы проспект Рудаки от железнодорожного вокзала до главпочты именовался улицей Лахути, дальше - до современной чайханы "Рохат" - улицей Ленина, а дальше на север - улицей Кирова.
      В это время началась планомерная индустриализация города, в котором появилось более 20 промышленных предприятий - кирпичный, кожевенный, деревообрабатывающий, авторемонтный, пивоваренный, алебастровый заводы, шелкомотальная и две швейные фабрики, мясокомбинат, Варзобская ГЭС и др.
      Строящаяся столица Таджикистана располагалась в те годы только на высоком левом берегу. В 1932 году через Душанбинку был построен мост и начались берегоукрепительные работы.
      В первой половине 30-x годов были сооружены здание Совнаркома (ныне МИНСЕЛЬХОЗ) по ул. Ленина и Наркомата земледелия (ныне Министерство юстиции) на углу улицы Ленина и улицы Куйбышыва. Оба здания были построены по проектам архитектора П.И.Ваулина. В это же время были построены: Главпочтампт, Госфилармония (кинотеатр им.Горького, теперь там уже телестудия) и ... в 1932 - здание 1-ой школы.
      В 1935 году начато строительство здания Президиума Академии наук Республики Таджикистан (раньше ЦК КП Таджикистана) и сдано здание Государственного банка.
      В октябре 1936 года было сдано в эксплуатацию новое здание двухэтажного железнодорожного вокзала.
      В 1939 году в Душанбе числилось 4295 строений (из них - 73 были 2-х этажными и 2-ва - 3-х этажными). В то время в Душанбе проживало 50-тыс. человек.
      В 1939 году построен театр оперы и балета имени С.Айни. Авторы проекта: группа молодых ленинградских архитекторов под руководством профессора А. А. Юнгера. Гостиницу "Вахш" создал архитектор А. Антоненко. В этом же году было построено Комсомольское озеро и спортивный комплекс стадиона Фрунзе.
      В 1940 году начинается строительство Дома Правительства Таджикской ССР на площади Ленина.
      С 1945 года началась реконструкция электрических сетей - уложены первые электрические кабели по улицам Ленина, Лахути, Руставели, Куйбышева, общей протяжённостью 6 километров.
      В 1946 году завершилось строительство Дома правительства (архитектор С. Анисимов, инженер Н. Ревант).
      С 1946 года началось расширение и асфальтирование улиц. Во второй половине 40-х годов было завершено возведение изящного комплекса площади имени 800 летия Москвы, строительство которого было ещё начато в 1939 году.
      В 50-е годы строятся трёхэтажные и первые четырехэтажные жилые дома. Архитектурный облик столицы пополняется зданием Республиканской публичной библиотекой имени Фирдоуси, Госбанка, строится здание Ц.К. КП Таджикистана, ныне Президентской дворец, Республиканский краеведческий музей, здание МВД, Политехнический институт, Таджикский драматический театр имени А. Лахути. 
      В 1951 году построено здание Академии наук Таджикистана. Первым президентом научного центра был избран С. Айни. 
      1 мая 1955 года жители города были приятно удивлены появлением на центральной улице первых троллейбусов, которые начали курсировать по маршруту "Железнодорожный вокзал - посёлок Северный".
      7 ноября 1959 года в домах душанбинцев зажглись голубые экраны телевизоров.
      В начале 60-х годов были построены аэропорт, железнодорожный вокзал, гостиница "Душанбе", крупнейшая в Средней Азии Республиканская клиническая больница № 3, парк культуры и отдыха им. С. Айни.
      В 1961 году в столице на пустыре недалеко от Комсомольского озера был построен зоопарк.
      В 1972 году вступила в строй автоматическая междугородняя телефонная станция.
      С 1977 года душанбинцы было открыто новое здание цирка. В 1968 году была создана таджикская цирковая группа.
      К 90-м годам горожан обслуживали около тридцати автобусных и 14 троллейбусных маршрутов, 22 маршрута микроавтобусов, сотни такси.
Категория: Мои статьи | Добавил: umedjon (15.09.2007)
Просмотров: 10046 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.3/7 |
Всего комментариев: 3
3 Askar Sharipov  
0
Очень хорошее начало, но летопись надо продолжить... и побольше примеров конкретных людей... cool Рустам прав... душанбинцы важнее чем недвижимость :-)

2 Рустам  
0
Побольше бы фотосников города очень ранних.
Мне думалось, что здание оперы и балета было всеже закончено в 1941году и его открытие намечалось на 22 и юня 1941 года. Или я ошибаюсь?
И хотелось бы, чтобы вы написали и о замечательных людях нашего города.
Считаю, что историческая жизнь нашей столицы очень интересна и значима была для всего СССР, да и после тоже.

1 ABC5D1DF  
0
Плохо виден текст. wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024